Ребенок-аутист. 4 вопроса психологу
Многие настороженно относятся к детям с аутизмом. Мол, раньше в истории болезни писали не аутизм, а «шизофрения». Так что же это такое — аутизм? И нужно ли его бояться?
- Первые признаки аутизма
- Второстепенные признаки аутизма
- Помощь детям с аутизмом
- Образование для детей с аутизмом
- Общение ребенка с аутизмом со сверстниками
Еще недавно детский аутизм рассматривался как психическое заболевание, сейчас – как особый тип нарушения психического развития. Причины аутизма у детей до конца неизвестны, зато известно, что ребенок уходит в мир внутренних переживаний, избегая контактов с окружающими. И вытащить его из этой «ракушки» непросто. Однако специалисты убеждены: вовремя распознав аутизм, можно помочь ребенку социализироваться. Ведь условия воспитания способны как усугубить, так и сгладить проблемы.
Аутизм: вопросы и ответы.
По каким признакам можно заподозрить аутизм у ребенка?
Точных методов определения аутизма у детей до трех лет нет. Поэтому диагноз, как правило, ставят после трех-четырех лет. Хотя помогать ребенку с аутистическим расстройством нужно намного раньше. И тут многое зависит от внимательности и бдительности родителей. Например, должно смутить отсутствие «комплекса оживления». Обычно дети в возрасте одного-трех месяцев радуются, когда к ним подходит взрослый: начинают энергично сучить ножками и ручками. У ребенка с аутизмом такой реакции, как правило, нет.
Как еще проявляется аутизм у ребенка?
После девяти месяцев малыш начинает следить за тем, куда смотрит взрослый. Это называется совместно разделенным вниманием. Скажем, если мама показывает какой-то предмет, кроха следит и за предметом, и за лицом матери. В то время как детей с аутистическим расстройством, как правило, интересует только предмет. Они мало замечают людей и не пытаются им подражать. Правда, нужно убедиться, что у ребенка сохранное зрение и слух – иногда дети не реагируют, потому что плохо видят или слышат.
Таблеток от этого расстройства не существует. Как же помочь детям с аутизмом?
Мы в нашем центре используем командный подход: врачи, психологи, педагоги действуют воедино. Медикаметозная помощь может потребоваться, если у ребенка есть сопутствующие проблемы со здоровьем – например, эпилепсия, эндокринные нарушения, нехватка витаминов и питательных веществ. Иногда требуется и наблюдение психиатра, например, при выраженных проблемах поведения, связанных с агрессией или самоагрессией. Многие дети нуждаются в занятиях с логопедом и психологом. Ведь основная задача – научить их общаться, взаимодействовать с окружающими.
Конечно, найти точки соприкосновения непросто – один ребенок постоянно дергает за веревочки, другой рисует круги, третий – подпрыгивает на месте. То есть каждый – на своей волне, в своем мире и «выманить» его оттуда сложно. Но можно попробовать присоединиться к ребенку. Например, дергать за веревочку вместе с ним. А потом привязать ее к машине и потянуть – появляется новый смысл, новый сюжет. Дальше вокруг этого строится общение и обучение.
Способен ли ребенок с аутизмом учиться в школе или надомное обучение – единственно возможный вариант?
Все дети разные. Есть дети-аутисты с выдающимися способностями к музыке, математике, иностранным языкам. А есть (и их большинство) — со сниженными интеллектуальными способностями. Конечно, найти подходы можно к любому ребенку, но не все учителя готовы их искать. Кто-то – не знает, как обращаться с «особенными» детьми. Кто-то – физически не в состоянии это делать. Например, если в классе 30 человек, педагог при всем желании не сможет уделять много внимания ребенку с аутистическим расстройством. А если взрослые не помогли, не пошли навстречу, шансы на успешную социализацию снижаются. Даже если ребенок очень умный.
Кроме того, в обществе много страхов и предубеждений насчет аутизма. В том числе у директоров школ, учителей, родителей. В последнее время, правда, ситуация начинает меняться. Появились экспериментальные классы для детей с аутизмом. Кроме того, есть школы для детей с нарушениями речи, где ребенку с аутистическим расстройством будет проще адаптироваться, чем в обычной. Хотя, опять же, это все очень индивидуально.
Ребенок с аутизмом может быть опасен для сверстников?
Если ведет себя агрессивно, то, наверное, да. Но это касается не только детей с аутистическими расстройствами. Обычные дети, которые часто смотрят фильмы со сценами насилия, играют в агрессивные игры или живут в семье, где грубость – норма жизни, тоже могут быть недоброжелательны по отношению к сверстникам. В случае с аутистами риск асоциального поведения сводится к минимуму, если они с юных лет окружены людьми, которые учат их, как можно, а как нельзя общаться.
Если у Вас остались вопросы, Вы можете задать их врачу-педиатру или психологу онлайн в приложении Доктис.