Как подготовить ребенка к школе? 5 вопросов учителю
Подготовка к начальной школе — дело непростое. Одни родители тянут с этим до последнего, другие – учат чадо читать и считать чуть ли не с пеленок. Кто прав?
Вообще говоря, подготовка к начальной школе – это не только занятия чтением и математикой. Это еще и умение слышать, слушать, понимать. Желание учиться в конце концов! Можно обучить наследника буквам и цифрам уже в два года. Но что дальше? Как малыш воспользуется этими навыками? Обсудим, с какого момента заняться подготовкой к начальной школе и как правильно учить ребенка читать и считать.
Готовим ребенка к школе вместе со специалистами
Что включает в себя подготовка к начальной школе? С какого возраста приступать к занятиям?
Подготовка к начальной школе — это целый комплекс знаний, умений и навыков: развитие речи, внимания, памяти, мышления, познание окружающего мира, изучение основ математики, грамоты. Причем мозг ребенка должен созреть для того, чтобы воспринимать абстрактные символы, буквы и цифры. Это происходит примерно к 5 годам. Поэтому 5 лет – идеальный возраст для того, чтобы начать готовить ребенка к школе.
Сейчас, правда, модно раннее развитие. Но многие нейропсихологи и психологи считают, что именно из-за раннего развития у малышей сейчас так много неврозов, энурезов и тиков – детский мозг не справляется с огромным потоком информации.
Психолог сказал, чтобы я не ограничивала ребенка в играх и прогулках. Мол, это тоже развитие. Потом и учиться лучше будет. Какая тут взаимосвязь?
За знания и навыки ответственна кора головного мозга. Однако знания должны подпитываться сенсорикой, моторикой и эмоциями. А за это отвечает подкорка. Например, ребенок должен понимать свойства предмета: какой он — теплый, холодный, гладкий, шершавый. Чем больше дети двигаются и познают этот мир: бегают, играют, гуляют, пробуют, щупают, изучают, тем быстрее сформируются у них подкорковые структуры. А развитая подкорка – это «фундамент» для коры головного мозга.
Какой должна быть оптимальная продолжительность занятий? Малыши ведь быстро устают…
Для 5-летних детей — 20−25 минут, для 6-летних — 25−30 минут. Можно заниматься 2 раза в неделю, можно – по чуть-чуть каждый день. Но! Подготовка к начальной школе не означает, что вы должны посадить ребенка за стол и заставить его зубрить. Урок должен быть интересным! Иначе малыш и пяти минут не высидит. Придумайте какую-нибудь игру. Для дошкольников игра – основной вид деятельности. Например, «давай поможем найти букве А подружку». К тому же должна быть частая смена деятельности: немного почитали, немного посчитали, немного послушали, немного подвигались… Такое интерактивное занятие получается.
Какие существуют игры для подготовки ребенка к школе?
Игр для подготовки ребенка к школе масса. Например, пошли с ребенком гулять – попросите его сравнить два разных дерева. Что у них общего, в чем отличия? А чем дерево отличается от цветочка? Ребенок учится анализировать, сравнивать, рассуждать. А сколько прожилок у листочка? А у какого листочка прожилок больше, а у какого меньше? Вот вам и занятия математикой. Представляете, сколько знаний ребенок получит на прогулке!
Еще вариант уличных игр для подготовки ребенка к школе: попросите его выложить букву или цифру из камушков, веточек, желудей – чего угодно! Дети делают это очень охотно. Можно еще рисовать буквы пальцем на ладошке ребенка, на спинке, чтобы он угадывал.
Как правильно учить ребенка читать? Сначала буквы, потом – слоги?
Родители часто спрашивают, как правильно учить ребенка читать. Но большинство делают это… неправильно. Самая частая ошибка – «рваные» слоги. Малыш не читает плавно: ма-ма, а отрывает звуки: мэ-а-мэ-а. И потом приходится его переучивать, что всегда сложнее. Другая ошибка — обучение чтению ребенка, который не выговаривает какие-то звуки: неправильное произношение приведет к ошибкам на письме (и закрепит неверное произношение).
Так как же правильно учить ребенка читать? Познакомьте его с гласными и согласными звуками. Отрабатывайте слоги. Например, что будет, его соединить звуки У и М? УУУУУМ. Пусть малыш максимально долго тянет первый звук, пока не до добежит до второго. Можно нарисовать дорожку от гласной к согласной: У бежит к М. Нужно добиться именно слияния звуков. Кроме того, ребенок должен понимать, что читает. Спросите его, что такое УМ? Дети обычно говорят: «Ум – это у нас в голове». А сколько букв в этом слове? У – это какой звук? Гласный. Почему? Да потому что он голосит. М какой звук? Согласный. А почему? Да потому что есть преграда. Вот это мы все разбираем.
Еще к вопросу о том, как правильно учить ребенка читать. Я бы не советовала учиться по азбуке, в которой буква и звук расходятся. Например, на странице с буквой О нарисован огурец. Произносится-то это как Агурец! У малыша может быть путаница. А вот если под буквой О нарисовано облако, озеро – прекрасно. Лучше учить буквы, называя их не как в алфавите, например БЭ, а как звук Б. Иначе при слогослиянии получится БЭА вместо БА.
И последнее на тему «как правильно учить ребенка читать». Не злитесь, если у него что-то не получается. Вспомните: когда малыш учился ходить, мы радовались каждому его шагу. И поддерживали, пока он не научился ходить сам. Так вот, с чтением должно быть так же.
Поддерживайте, хвалите ребенка за малейшие достижения. Это лучшая мотивация к обучению.
Если у Вас остались вопросы, Вы можете задать их педиатру или психологу онлайн в приложении Доктис.